Вопрос: Что делать если работодатель задерживает выплату заработной платы?

Ответ: Ко мне часто обращаются клиенты с вопросом, можно ли привлечь к ответственности руководителя за невыплату заработной платы работнику. Такая возможность существует.

Прежде всего, следует напомнить о праве работника, предусмотренном статьей 142 Трудового кодекса РФ, приостановить работу, если выплата задержана более чем на 15 дней. Существенным условием такой приостановки является письменное уведомление работодателя, сделанное заблаговременно (до начала приостановки). В период приостановки работник вправе не присутствовать на рабочем месте до момента выплаты заработной платы.

Не все работники могут воспользоваться этим правом, исключением являются госслужащие, работники, в чьи обязанности входят работы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (энергоснабжение, отопление, водо- и газоснабжение, предоставление услуг связи, работники станций скорой и неотложной медицинской помощи).

При взыскании задолженности в судебном порядке работник вправе потребовать от работодателя денежную компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы (процент компенсации начисляется за каждый день просрочки выплаты заработной платы, а также компенсацию морального вреда.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность работодателя (юридического лица) и ответственность руководителя (должностного лица) за нарушение прав работника, выразившееся в задержке выплаты заработной платы.

Так, статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства. Задержка выплаты заработной платы относится к такому нарушению. Обязательным условием при этом является наличие вины работодателя.

Возможно привлечь работодателя к ответственности (в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности, принудительных работ) за частичную или полную невыплату заработной платы свыше трех месяцев также по статье 145.1 Уголовного кодекса РФ.

Для привлечения работодателя к ответственности Вам следует написать заявление в прокуратуру и одновременно в трудовую инспекцию.

Существуют ситуации, когда имеется возможность привлечения руководителя к субсидиарной ответственности, то есть работник наделяется правом взыскать задолженность непосредственно с директора. Например, если руководитель не исполнил требование ст. 9 Федерального закон «О несостоятельности (банкротстве)» об обращении в Арбитражный суд с заявлением должника в случае невозможности выплаты заработной платы более 3 (трех) месяцев по причине недостаточности денежных средств. В таком случае вы можете обратиться в районный суд с требованием о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности.

Вопросы восстановления нарушенных трудовых прав на первый взгляд могут показаться несложными, не требующими обращения к юристу или адвокату. Такое легкомыслие часто приводит к отказу в требовании и к невозможности повторного обращения в суд.

Своевременной обращение за юридической помощью поможет Вам восстановить свои права работника, получить компенсацию морального вреда.

Возможно, в Вашем случае будет достаточно одной устной консультации юриста или составления того или иного письменного документа (претензии, уведомления о приостановке работы, жалобы в трудовую инспекцию, заявления в прокуратуру). В случае судебного разбирательства юрист возьмет на себя полное сопровождение трудового спора до момента принятия судебного акта по делу.

Более подробную информацию об услугах юриста в вопросах трудового праваВы найдете на моем сайте.

Если у Вас остались вопросы, звоните по телефону 8(928)165-65-04.

Вы можете записаться на консультацию в любое удобное для Вас время, включая выходные и праздничные дни.